Пути энергосбережения в растениеводстве

Пути энергосбережения в растениеводстве

Пути энергосбережения в растениеводстве

Интенсификация сельскохозяйственного производства сопровождается ростом потребностей в топливно-энергетических ресурсах. Однако в экономических условиях, сложившихся за последние годы, сельское хозяйство будет функционировать в условиях цен на энергоресурсы, особенно в нефтепродуктов.

Энергетический кризис заставляет перейти от парадигмы трудозбереження (с ее приоритетом показателей трудозатраты к парадигме энергосбережения). Это в свое время заставило ведущие западные страны вести решительную борьбу на уменьшение энергозатрат на производство сельскохозяйственной продукции.

Теперь это в полной мере беспокоит сельскохозяйственное производство

К концу 80-х годов прошлого века такой проблемы у нас не было.

Анализ зарубежного опыта показывает, что прямые энергозатраты в фермерских хозяйствах зарубежных стран до конца 70-х годов прошлого века росли и только в Англии они снизились на 19%. Это было вызвано нефтяным кризисом 1973 года, которая побудила к необходимости экономии топливно-энергетических ресурсов.

В других странах проведение политики энергосбережения началось после второго нефтяного кризиса 1979 года. В результате расходы топливно-энергетических ресурсов в 80-х годах прошлого века сократились в Англии на 28%, США — 27%, Канаде прошлого века на 8%, а потребление топлива из нефти соответственно прошлого века на 33%, 29% и 18% . Во Франции и ФРГ потребления топливных ресурсов возросло соответственно на 8% и 12%, а расход топлива из нефти в Франции сократились на 9%. В ФРГ выросли на 3%.

При производстве сельскохозяйственной продукции затрачивается значительная часть опосредованной энергии, которая заложена в минеральных и органических удобрений, ядохимикатов, сельскохозяйственных машинах, семенах, зданиях.

По данным энергетической оценки технологических процессов производства различных культур в условиях Лесостепи косвенные энергозатраты составляют 40-72% совокупных энергозатрат. Такую же долю косвенные энергозатраты составляют в структуре совокупных энергозатрат страны Западной Европы и США.

Затраты энергии на единицу продукции растениеводства в 2-4 раза больше чем во Франции, ФРГ и Англии

Поэтому поиск путей снижения энергозатрат является чрезвычайно важным. Условно их можно разделить на 3 направления: агротехнологические, технические и организационно-экономические.

Читайте также  Управление экспортной деятельностью предприятий производителей сои

К агротехнологического направления уменьшение расхода топлива можно отнести оптимизацию технологических регламентов на выращивание сельскохозяйственных культур применительно к условиям. Которые сложились в сельском хозяйстве, минимизацию обработки почвы, оптимизацию процессов внесения удобрений, мелиорантов и средств защиты растений и тому подобное.

Согласно технологическим регламентам на выращивание зерновых культур и уборки урожая предусмотрено выполнение более 70 технологических операций, из которых 24-27 выполняются мобильными агрегатами непосредственно в поле. Площадь следов этих агрегатов составляет от 100% до двух крат площади поля.

Наряду с перерасходами горючего, это приводит к значительному техногенной нагрузки на грунт, его уплотнение, снижение плодородия.

Анализ технологий выращивания отдельных культур за рубежом показывает, что количество проходов агрегатов по полю значительно меньше за счет применения пестицидов и комбинированных машин.

Учеными разработаны алгоритмы и программное обеспечение энергетической оценки технологий по прямым и совокупными затратами энергии.

Выполнены расчеты и анализ структуры энергозатрат показали, что на выращивание зерновых и зернобобовых культур расходуется 30-35% топлива, а на сбор и послеуборочной обработке урожая — 60-65%.

Внесение высоких доз органических удобрений под пропашные культуры меняет структуру энергозатрат; на выращивание приходится 2/3 общих энергозатрат, а на сбор 1/3.

Поэтому поиск путей уменьшения энергозатрат целесообразно вести в первую очередь в тех процессах, выполнение которых требует значительных энергозатрат.

В качестве примера можно рассмотреть уборки зерновых культур. Сегодня в хозяйствах собирают весь биологический урожай, тратя значительную часть горючего на сбор соломы, стеблей кукурузы и их закладки на сбор.

По нашему мнению часть соломы озимых культур, стебли кукурузы на зерно и других грубостебельных культур целесообразно измельчать, разбрасывать по полю и заделывать.

Это позволит уменьшить расход топлива на 25-30 кг / га поля где будет применена такая технология.

С техническим направлениям приоритетными являются совершенствование структуры парка тракторов и самоходных машин и оптимизация уровня их энергонасичености, более широкое применение комбинированных машин и агрегатов, переход от тяговых к тягово-приводных ТПА, разработка и применение двигателей с малыми удельными затратами топлива и энергоэкономичных техники, снижение энергоемкости отдельных технологических процессов и операций, применения альтернативных видов топлива и другие.

Читайте также  Социальная ответственность в аграрном бизнесе

Выбор и рациональное комплектование ТПА проводится на оптимальную загрузку двигателя трактора. Недогрузка на каждые 10% ведет к перерасходу 3-5% топлива. Применение комбинированных агрегатов на предпосевной обработки почвы и посеве способствует уменьшению расхода топлива на 15-20% на выполнение этих операций.

На расход топлива влияет техническое состояние машин, степень обострения режущих элементов их рабочих органов. Так при увеличении радиуса закругления лезвия лемеха от 0,5 до 2,5 мм тяговое сопротивление плуга возрастает в 1,5 раза, а расход топлива — на 20%.

Значительную экономию топлива должно обеспечить повышение технического уровня двигателей внутреннего сгорания, используемые на тракторах, автомобилях и самоходных комбайнах. Совершенствование конструкции и двигателей внутреннего сгорания должно обеспечить уменьшение расхода топлива на 10-15%.

Установка в перспективе на всех тракторах и самоходных машинах более экономичных двигателей обеспечит снижение расхода топлива более 1 млн. т. ежегодно.

В АПК используется около 300 тыс. грузовых автомобилей с бензиновыми двигателями. Замена в перспективе бензиновых двигателей на дизельные (дизелизация автотранспорта) обеспечит снижение расхода топлива на автоперевозки в 1,2-1,5 раза.

В условиях кризиса на нефтепродукты возрастает роль восстановительных и нетрадиционных источников энергии.

В мобильных процессах, как альтернатива топливе из нефти, могут применяться синтетический бензин, этиловый и метиловый спирты, растительное масло.

Опыт Бразилии, Франции, ФРГ и других стран показывает, что для обеспечения нормальных условий работы двигателей внутреннего сгорания без существенного изменения их конструкции и обеспечения мощности до дизельного топлива можно добавлять до 20% рапсового масла, а к бензину — 10% обезвоженного метилового спирта.

Похожее ...