Роль кооперации в сбытовой политике аграрных предприятий

Роль кооперации в сбытовой политике аграрных предприятий

Роль кооперации в сбытовой политике аграрных предприятий

Важную роль в реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработке и закупки материально-технических ресурсов играет кооперативный сектор. В результате совместных маркетинговых действий производители могут: влиять на увеличение спроса на свою продукцию; способствовать лучшему позиционированию своих товаров, повышать их конкурентоспособность; следить за движением продукции с момента ее выхода из производства до момента потребления.

Особенностью маркетинга в сельскохозяйственном кооперативе является то, что кооператив одновременно выступает как потребитель в случае закупки через него материально-технических ресурсов и как производитель, когда кооператив занимается переработкой или реализацией сельскохозяйственной продукции. Кроме того, кооператив применяет определенную политику маркетинга в своих членов, которая в основном реализуется через стратегию ценообразования.

Концепция кооперативного маркетинга основана на первоочередной внимании к потребностям и пожеланиям потребителей, постоянно меняются, и трансформации этих потребностей и пожеланий в производственные и маркетинговые решения.

В сельскохозяйственном обслуживающем кооперативе маркетинг делится на три вида:

1) маркетинг продажи;

2) маркетинг закупки;

3) маркетинг по сельскохозяйственных производителей, предусматривающей поощрение их к вступлению в сельскохозяйственный кооператив.

Маркетинг продаж характерен для сбытовых кооперативов, маркетинг закупки — для снабженческих и сервисных. Для многофункциональных СК характерно применение всех трех видов маркетинга. Общим для этих типов обслуживающих кооперативов применение маркетинга в своих реальных и потенциальных членов — сельскохозяйственных производителей. В рамках данного исследования нас интересует маркетинг продажи, то есть деятельность кооперативов в направлении сбыта продукции.

Читайте также  Тепличный бизнес

С помощью профессионального управленческого персонала сбытовых кооперативов их члены изучают своих потребителей, стремятся влиять на мысли и покупательские мотивы последних, создают ориентирован на потребителя комплекс маркетинга. Все это положено в основу эффективных прямых двусторонних отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и конечными потребителями их продукции и может расцениваться как важное преимущество кооперативного маркетинга.

Успешные маркетинговые стратегии в кооперативах принципиально не отличаются от тех, которые существуют в акционерных предприятиях.

Однако кооперативы имеют некоторые преимущества в сборе продукции достижении меньших производственных затрат, в развитии новых товаров с меньшими затратами и тому подобное. Это дает им возможность быть достаточно конкурентоспособными по сравнению с их традиционными конкурентами, несмотря на меньшие размеры бизнеса и вложенного капитала. Преимущества сбытовой деятельности в сельскохозяйственных обслуживающих кооперативах представлены в таблице.

Поскольку не все сбытовые кооперативы могут организовать полноценную маркетинговую деятельность, им следует прибегать к альтернативным действиям, в частности возлагать выполнение маркетинговых функций на исполнительного директора, менеджера по маркетингу, службу маркетинга или создавать маркетинговое кооперативное объединение для планирования и осуществления маркетинговых функций в кооперативах своих членов.

Читайте также  Средства оценки технического состояния доильных установок

Одной из основных функций форм управления маркетингом в обслуживающих кооперативах должна быть разработка маркетинговых стратегий на основе проведения SWOT-анализа по основным составляющим маркетинга. SWOT -анализ дает возможность кооператива проявлять преимущества и угрозы в его маркетинговой деятельности, обосновать тактику и стратегию маркетинга по его основных составляющих, разрабатывать маркетинговую программу и осуществлять контроль за ее выполнением.

Кооперация — объединение усилий, направленных на сбытовую деятельность.

Будет эффективным для фермерских хозяйств, даст им возможность совместно использовать технику и реализовывать свою продукцию на выгодных условиях. Такой вид сотрудничества дает возможность создания собственной сети магазинов с продажи продукции.

Считаем, что отечественным сельскохозяйственным предприятиям целесообразно применять в своей деятельности эффективный вид кооперации — кооперативную логистику. Которая может решить проблемы по хранению продукции.

Усиление конкуренции на европейском и мировом рынке, развертывания процессов концентрации и глобализации производства обусловливает необходимость объединения усилий кооперативов.

Недостаточное развитие кооперирования личных крестьянских хозяйств в стране связан как с традиционным недоверием крестьян. Так и их недостаточной информированностью о преимуществах современного кооперирования. Тормозным фактором деятельности кооперативов, который грозит свести на нет все выгоды кооперации, является несовершенство механизма получения и использования крестьянами дотаций и льгот, предусмотренных законодательством.

Похожее ...