Технология управления агропромышленным предприятием

Технология управления агропромышленным предприятием

Технология управления агропромышленным предприятием

Основным продуктом труда руководителя является управленческое решение. Необходимость принятия решения может быть следствием возникновения проблемы — ситуации, когда что-то происходит не так, как хотелось бы, или как было запланировано. Однако управленческое решение может быть не связано с уже имеющейся проблемной ситуацией; например, стратегические решения «опережают» ход событий, принимаются на основании прогнозов, выявленных тенденций и т. д.

Управленческое решение — это информация нормативного характера, означает обязательность выполнения подчиненными распоряжений и приказов своего непосредственного руководителя. Таким образом, менеджер косвенно влияет на ход операционного процесса; однако его решение — не единственный влиятельный фактор. Множество других факторов могут приводить к негативным отклонениям в ходе операционного процесса, способным помешать выполнению выдвинутой задачи.

Например, аварии и стихийные бедствия, неожиданные поломки оборудования, сбои в поставках сырья и комплектующих, производственный травматизм, заболевания работников ведут к сбоям в работе, нарушения производственных планов-графиков, вызывает необходимость вмешательства руководителя (принятие управленческого решения о способе устранение последствий и нормализации хода процесса). В сельскохозяйственном производстве дестабилизирующее влияние имеет природно фактор, в коммерческой — неожиданные конъюнктурные колебания (резкие изменения цен, курса валют и т. д.).

Обратная связь с управляемым объектом — это информация о ходе операционного процесса, поступает к руководителю

Однако функция руководителя — не только реагировать на уже имеющиеся отклонения, а прогнозировать их возможность, предупреждать их возникновение с помощью опережающих решений. Таким образом, менеджер должен анализировать информацию обо всех влиятельные факторы с целью своевременного выявления потенциальных угроз и принимать решения о способах их устранения или нейтрализации последствий.

Итак, входная управленческая информация включает информацию от высшего руководителя, данные о ходе управляемого процесса (состояние объекта управления), а также о действии внешних факторов, способных существенно повлиять на него. Исходная информация — управленческие решения — имеет нормативный характер и предназначена для подчиненных; таким образом менеджер влияет на ход операционного процесса.

Чем выше положение руководителя в линейной иерархии, тем более опосредованным будет его влияние на исполнительную систему

При этом структура входной информации усложняется, поскольку включает данные все большего количества разнородных процессов и, соответственно, все большего количества влиятельных факторов. Растет сложность управленческих решений и степень их влияния на организацию. Это означает рост нагрузки на руководителя, которое определяется количеством разнородных процессов под его управлением, порождают информационные потоки различной структуры.

Через информационную природу управленческой деятельности ее эффективность оказывается напрямую связана с качеством информационного обеспечения, имеет в виду не только достоверность и своевременность данных, но и организацию информационных потоков в пространстве и во времени, а так же методы их анализа. Однако существуют естественные ограничения, которые также должны учитываться при организации управленческой информации. Одним из таких ограничений является ресурс времени руководителя, который не может быть увеличен, а, следовательно, объем информации, являющейся предметом его труда, должно быть обратным образом связан с ее сложностью. Чем сложнее структура информации, тем больше время необходимо на ее анализ, и тем меньше должен быть ее объем.

Кроме того, информация является «мягким» ресурсом в том смысле, что она легко поддается деформации (искажению) в сознании человека и в процессе передачи ее от одного субъекта к другому. Именно поэтому стандартизация становится все более важным фактором в организации управленческой информации.

В условиях высокой динамики внешней среды и быстрой смены технологий конкурентоспособность предприятий напрямую связана с нестандартными решениями, новациями, скоростью и качеством анализа больших объемов данных, организационными изменениями.

Таким образом, решающую роль начинает играть:

— во-первых, структура информационных потоков в распределенной системе принятия решений;
— во-вторых, аналитическая система прогнозирования существенных изменений во внешнем окружении;
— в-третьих, умение руководителя работать с персоналом, доходчиво формулировать новые, нестандартные задачи, учить, развивать и мотивировать, привлекать к участию в процессы принятия решений и управления изменениями.

В таком ракурсе особое значение приобретает управление информацией как ресурсом для выработки управленческих решений (информационная логистика). Все логистические процессы, связанные с движением материальных ресурсов, в не меньшей степени должны быть реализованы и при управлении информационными потоками: поиск и получение информации из внешних источников, обеспечение ее сохранности и оперативности доступа к ней, учет, оперативная доставка к месту ее использования и т.д. Однако в отличие от материальных ресурсов информация не расходуется при ее потреблении, то есть ее объемы постоянно растут, и хотя ее хранения не требует значительных складских площадей, однако ее учет, классификация, способы хранения становятся факторами оперативности доступа к ней.

Читайте также  Управление экспортной деятельностью предприятий производителей сои

Конечно этими задачами занимаются отделы IT, которые сегодня есть практически в каждом более-менее крупном предприятии

Однако сотрудники этого отдела являются специалистами в достаточно узкой сфере деятельности, поэтому гарантией оперативного доступа к информации являются стандартизация, что относится к сфере деятельности аналитического (штабного) подразделения. Иными словами, информация должна хранится в формализованном виде и быть классифицированы по определенным заранее заданным критериям. Именно эти критерии и формальные признаки и обеспечивать более или менее эффективный способ доступа к информации.

tehnologiya-upravleniya-agropromyishlennyim-predpriyatiem-03

Формализация управленческой информации является не только определением формы (шаблона) ее хранения, например, «Приказ», «Инструкция», «Отчет», «Заявление», «Стандарт» и т. д. Гораздо важнее определения ее основного содержания (значимой части), а так же ключевых слов, по которым эта информация может быть легко найдена даже через значительный промежуток времени. Значительная часть формализованных документов имеет большой объем текста, в котором теряется основной смысл, который может быть выражен двумя-тремя фразами. Выделить информационную часть документа означает сократить затраты времени в дальнейшем на работу с ним. Однако цель использования той или иной информации может варьировать, то есть гибкость доступа к информации означает ее многомерную классификацию по множеству критериев.

Все это обуславливает необходимость «посредника» между отделом IT и непосредственными потребителями информации (в нашем случае, когда речь идет об управленческой информации — руководителями).

Технология — это способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология воплощает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Совокупность технологических операций создает технологический процесс.

В не меньшей степени это также контроль за ходом процесса, перманентный анализ его эффективности и влиятельных факторов

Технология является средством обеспечения определенного уровня эффективности процесса; совершенствование технологии — средством повышения его эффективности в смысле: а) повышение качества результата; б) рост количественных показателей выхода процесса; в) снижение затрат ресурсов процесса.

Мы будем рассматривать технологию как способ организации процесса, имеет в виду не только совокупность приемов и методов работы, но и регламентацию процесса, то есть его преобразования в упорядоченную по определенным критериям последовательность действий (операций), имеющих ограниченную продолжительность. Исключить последнее означает исключить технологию вообще, поскольку нерегламентированная урегулирована совокупность действий произвольной продолжительности — это, вообще говоря, хаос. Результаты хаотической деятельности всегда непредсказуемы, поэтому говорить о качественных характеристиках подобных «процессов» бессмысленно.

Внедрение информационных технологий в управленческий процесс, безусловно, является прорывом, однако следует помнить, что информационные и управленческие технологии относятся к различным сферам человеческой деятельности. Таким образом, применение информационных технологий в управлении означает совершенствование самой технологии управления только в том случае, если последняя имеет место; при отсутствии таковой и совершенствовать ничего. Информационные технологии используются и в повседневной жизни, однако это не означает, что совершенствуется «технология жизни», поскольку таковой не существует в том смысле, что этот процесс не является регламентированным, он управляется вручную хозяином процесса. Понятие «технология», «стандартизация» и «регламентация» неразрывно связаны; если же функции обозначены (как в случае функций управления), но процесс их реализации остается произвольным, зависящим от воли субъекта и обстоятельств, сложившихся то технологии реализации этих функций просто не существует, что означает невозможность оценки эффективности управленческих процессов.

Совершенствование технологии управления означает четкое определение ее содержания, то есть того, что мы подразумеваем под этим понятием. Поэтому мы начнем именно с этого.

Итак, технология управления — это совокупность:

а) методов и способов реализации функций управления;

б) регламентов, норм, стандартов деятельности и взаимодействий;

в) критериев упорядочения (регламентации) процесса;

г) критериев оценки результатов с точки зрения затрат ресурсов, а так же количественных и качественных параметров выхода — реализованных управленческих решений.

Технология всегда следует рассматривать в аспекте функции. Поскольку стандартный (общепризнанный) набор функций управления включает планирование, организацию, мотивацию и контроль, то по разнообразию содержания этих функций очевидным становится комплексный характер управленческой технологии (если таковая имеется). Невозможно применять одну и ту же технологию в разнородных процессах, например, приготовление пищи и замены колеса автомобиля. Таким образом, заданный набор функций управления автоматически учитывает наличие: а) технологии планирования; б) технологии организации; в) технологии мотивации и г) технологии контроля. С этой точки зрения «многофункциональность» руководителя уже вызывает удивление, а эффективность реализации вышеперечисленных функций становится сомнительной.

Читайте также  Проблемы интенсификации аграрного землепользования и пути их решения

Рассмотрим подробнее функции управления в аспекте технологии их реализации

Что означает «планирование»? Главной целью владельцев предприятия является получение прибыли. Для достижения этой цели предприятие гибко адаптироваться к динамичной внешней окружения. Причем в условиях высокой динамики внешней среды реагировать на факты, произошедшие может быть поздно, поэтому адаптация должна быть упреждающей. Прогностическая функция приобретает все большее значение. Планирование как функция управления реализуется в перманентном процессе, неразрывно связанном с результатами мониторинга, анализа и прогнозирования внешнего окружения. (Здесь имеется в виду, что мониторинг и анализ не включаются в планирование, но обеспечивают его необходимой информацией).

Обеспечение непрерывности выполнения функции планирования исключает саму возможность реализации других функций управления, если речь идет об одном и том же руководителя. Если же учесть, что перманентная коррекция планов требует организационных изменений. То получается, что последовательное выполнение этих двух функций одной и той же лицом гарантированно усиливает дискретность управления, то есть снижает его адаптивность. Очевидно, что камнем преткновения здесь является ресурс рабочего времени руководителя, ограниченность которого неизбежно приводит к дискретного характера управленческих процессов.

Даже при отсутствии этого ограничения дискретность управления нельзя устранить, ввиду невозможности параллельной реализации различных функций управления одним менеджером.

tehnologiya-upravleniya-agropromyishlennyim-predpriyatiem-02

Далее, следующие две функции управления — мотивация и контроль — требуют существенных ресурсов времени

Которые, как мы уже отметили, ограничены. Если расширять систему управления, то есть идти по пути экстенсивного развития распределенной системы принятия решений, то проблема дискретности улучшается (но не устраняется!). Однако растет проблема координации.

Таким образом, дискретность управления, является следствием ограниченности ресурса времени руководителя и невозможности одновременного выполнения различных функций. Становится основным фактором снижения адаптивности предприятия. Очевидно, что эта проблема непосредственно связана с устаревшими «технологиями» управления. А, точнее, отсутствием таковых с точки зрения содержательного значения понятия «технология».

В этом смысле контроллинг можно рассматривать как технологию интенсификации распределенной системы принятия решений. То есть снижение дискретности управления не благодаря ее экстенсивном развитии (увеличение численности линейного персонала), а благодаря оптимизации процессов ее функционирования.

Итак, контроллинг создает предпосылки формирования технологии управления постольку, поскольку система контроллинга:

а) обеспечивает информационно-аналитическую и методическую поддержку процессов принятия решений («совокупность методов и приемов»), то есть увеличивает производительность распределенной системы принятия решений и качество результата;
б) осуществляет координацию этих процессов (что подразумевает их регламентацию).

Однако говорить о технологии управления можно будет только тогда, когда контроллинг возьмет на себя функции регламентации управленческих процессов, то есть функцию управления временем в распределенной системе принятия решений. Основой регламентации должны быть четкие критерии, на основании которых процессы деятельности менеджеров будут упорядочены. Ограничение продолжительности отдельных этапов этой деятельности (интенсификация процесса) станет возможной в результате эффективного взаимодействия системы контроллинга (штабного подразделения) с руководством.

Как и всякая технология, контроллинг не может рассматриваться как нечто бесплатное

Расходы, связанные с его внедрением и функционированием штабного подразделения, является той ценой. Которую приходится платить за любое усовершенствование. Хотя для многих не очевидны преимущества интенсификации распределенной системы принятия решений ввиду отсутствия системы измерения потерь от снижения ее производительности. Именно отсутствие системы контроллинга самой распределенной системы принятия решений является причиной «неосязаемости» этих потерь.

Понятно, что для обеспечения непрерывности управления именно связующие процессы должны быть в фокусе внимания. Поскольку штабной персонал (к которому и относятся контроллеры) не может заменить менеджера в процессах принятия решений и важных / необходимых коммуникаций. Когда речь идет о важных коммуникации менеджера, имеется в виду его статус, которого нет у штабного персонала (коммуникации с контрагентами, заказчиками). К необходимых коммуникаций руководителя следует относить те, в которых он выступает как официальное лицо (при внешних коммуникациях с представителями власти, например) или когда он выступает в роли лидера (внутренние коммуникации с подчиненными). Все остальные многочисленных коммуникаций менеджера должна быть сведена к минимуму. Поскольку, как правило, они связаны с информационным обменом и могут быть отнесены к сфере деятельности штабного персонала (службы контроллинга).

Итак, на сегодня контроллинг является единственной реальной перспективой формирования эффективной технологии управления при условии выполнения функции диагностики и управления временем в распределенной системе принятия решений.

Похожее ...