Садовые стили в ландшафтном дизайне

Садовые стили в ландшафтном дизайне

Садовые стили в ландшафтном дизайне

Садовый стиль это не только единая композиция, проникнутая общей идеей, но и личностная характеристика его владельца. Безусловно, на освоенных дачных участках построить беседки, площадки и ограждения в едином стиле с домом бывает довольно сложно, но можно хотя бы попытаться объединить их характерными деталями. Вы можете создать на своем участке не копию, а образ французского, английского или японского сада, привнеся в него элементы планировки, малые архитектурные формы и растительность, характерные для того или иного стиля.

Конечно, помимо эстетических привязанностей владельцев сада, его благоустройство зависит и от их материальных возможностей

Однако сад, заполненный дорогими элементами дизайна, не всегда стильный и самобытный, чаще в нём присутствует стандартный набор: газон, альпийская горка, водоём с каскадом и т.д. А при восприятии частного сада, в первую очередь ценится его индивидуальность. Я думаю, что созданный вами сад может быть недорогим, но стильным, и это намного важнее, чем большие средства, бездумно вложенные в его благоустройство.
В ландшафтной архитектуре существует несколько основных исторических стилей, отражающих, по сути, отношение человека к природе. Соотнеся информацию о них со своим характером и особенностями участка, вы сможете выбрать именно тот, который наиболее близок вам по духу и настроению.

Совет:
Основная задача ландшафтного стиля формирование разнообразных зрительных и эмоциональных впечатлений: пейзаж может быть привлекательным или суровым, романтическим или гнетущим, очаровательным или грустным. Формальный или регулярный стиль это гимн геометрии; ему присущи прямые линии, правильные геометрические фигуры и осевая симметрия. Если вы предпочитаете эстетику геометрических и прямолинейных форм живописности природного окружения это ваш стиль. Общепризнано, что регулярные сады выглядят более представительно и торжественно, чем ландшафтные композиции.

Свободный или ландшафтный стиль это любование природой: ему свойственны асимметрия и естественные очертания элементов дизайна.

Этот стиль подойдёт тем, кто видит красоту в нерукотворных пейзажах, особенно если участок расположен в лесу или вблизи водоёма.
Стиль модерн появился на рубеже XIX-XX веков и утвердил множественность стилистических решений, как главную закономерность развития садового искусства. Планировка такого сада может быть геометрической, но не симметричной. В этом стиле могут создавать сад неординарные личности, любители нетрадиционных решений и эксклюзивных малых архитектурных форм.

sadovyie-stili-v-landshaftnom-dizayne-02

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне

Ландшафтная архитектура это вид пластического искусства, имеющий свою историю и теорию, практически воплощённую в садах различных времён и народов. Европейское садово-парковое искусство своими корнями уходит в античные времена, когда на территории городов Древней Греции и Рима впервые начали озеленять отдельные участки земли, не только ради получения урожая пшеницы и огородных трав, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Если не брать во внимание разницу климатических условий и видового состава растений, древнегреческий сад является прообразом наших дачных участков в шесть-десять соток.

Сады прямоугольной формы по границе были обнесены терновой оградой, по их продольной оси создавались цветники из роз, ирисов, фиалок, гвоздик, по обеим сторонам которых правильными рядами высаживались фруктовые деревья: яблони, груши, маслины. А в месте пересечения двух взаимно перпендикулярных осей сада древние греки размещали алтарь бога плодородия Диониса, наши же садоводы, как правило, рассчитывают на свои силы.

В связи с территориальным ростом городов-полисов Древнего Рима состоятельные граждане стали создавать сады во внутреннем дворике дома (перистиле), размер которого не превышал 20×30 м. Регулярная композиция такого садика была подчинена продольной оси двора. В нем размещался небольшой водоём правильной прямоугольной формы, устанавливались скульптуры и вазы, высаживались кустарники и цветы: фиалки, розы, лилии. Кроме того, стены дворика украшались живописью, дополняя пейзаж сада. Такие садики под названием «римский сад» или «перистиль» до сего времени можно встретить в странах Средиземноморья. Но если вы пожелаете создать его образ в нашей зоне, главное условие для этого хотя бы частичная его изолированность, чтобы элементы дизайна не контрастировали с окружающим российским пейзажем.

Существуют и другие исторические разновидности регулярных садов, создание которых вполне возможно на небольших участках или в отдельных функциональных зонах сада

В Средневековье, в период создания городов-крепостей, возникли закрытые сады. Чаще они размещались в стенах монастыря, поэтому были небольших размеров, прямоугольной или квадратной формы, с дорожками, которые непременно делили сад крестообразно.

Символичными элементами были расположенные в пересечении дорожек колодец или фонтан, означавшие жертвенную жизнь Христа, или розовый куст символизировавший Богоматерь. В связи с тем, что в ботанических коллекциях монастырей предпочтение отдавалось душистым и лекарственным растениям, понятие «монастырский сад» в наши дни означает сад лекарственных трав.

Зону отдыха можно организовать в виде «исламского» или «мавританского садиков», т.к. они были предназначены не столько для демонстрации посторонним, сколько для уединённого отдыха хозяев. Даже планировка отражала единство, порядок и безмятежность закрытого пространства. Исламские сады прямоугольной формы были окружены стенами, а ряды апельсиновых деревьев в них напоминали колонны мечети. Мавританские сады возникли на основе арабского и римского садоводства. Особое изящество и изысканность им придавало декоративное мощение внутренних двориков патио.

Кроме того, вокруг водоёма разбивали розарий, а берега и дорожки, проложенные но периметру, отделывали каменной плиткой. До наших дней дошло понятие «мавританский газон» как цветущая лужайка, для создания которой наряду со злаковыми травами используют красивоцветущие растения.

Сады, разделённые на квадратные или прямоугольные участки, стали со временем основой всех классических, регулярных садов.

Итальянские, барочные сады эпохи Возрождения архитектурны, так как они изобилуют каменными сооружениями: подпорные стенки, системы террас, соединённые лестницами, гроты и павильоны, искусственные водоёмы и каскады. Эти сады предназначались для создания торжественно-парадного настроения, демонстрации роскоши и изобилия. Возможно, в некоторых «новых русских» усадьбах эти элементы итальянского сада также служат для демонстрации благосостояния владельцев. Однако расцвет регулярного стиля связан с ландшафтной архитектурой Франции XVII века, когда были созданы Версальский парк и Люксембургский сад в Париже.

Читайте также  Выбор участка и подготовка почвы для посадки клубники

Главные регулярные парки России относятся к периоду правления Петра I: Летний сад, парки Петергофа, Стрельпы, Ораниенбаума. Их торжественная, геометрически строгая планировка, с соблюдением законов симметрии, ритма и золотого сечения служат ярким тому примером. Прогуляйтесь летом по их прямым аллеям, в пересечении которых размещены фонтаны или вазоны с цветами, полюбуйтесь клумбами с причудливыми узорами и античной скульптурой и оцените мастерство создателей этих шедевров.

Пейзажные сады в ландшафтном дизайне

Пейзажные сады в ландшафтном дизайне

Пейзажные сады в ландшафтном дизайне

Пейзажные сады появились в Европе в период зарождения капитализма, когда свободолюбивые идеи, распространённые в обществе, нашли своё отражение и в искусстве. Искусство создания садов в то время ставилось в один ряд с поэзией и живописью.
В многочисленных публикациях и высказываниях английских поэтов и философов прославлялась красота естественной природы и критиковались существующие регулярные сады. Ландшафтный стиль получил своё развитие в конце XVIII века в Англии в противовес формальному стилю: регулярные ритмичные посадки заменили декоративные естественные группы, созданные с использованием законов художественной композиции. Основной идеей стиля, который позднее стали называть «английским», было максимальное приближение к естественной природе.

Ландшафт может пробуждать в человеке разные чувства: восторг и восхищение вызывает грохочущий водопад в горах, а тихо струящийся ручеек наоборот, успокаиваст и умиротворяет. Заросший пруд среди деревьев довольно сентиментален, если созерцать его, находясь в меланхолическом настроении, а ландшафт сырых низинных болот или угрюмый ельник угнетают. Учитывая психологическое воздействие ландшафта на человека, выделяют несколько типов пейзажных садов: живописный, поэтический и романтический.

Живописный сад формируется по принципу воспроизведения в натуре выдуманных художественных образов: он «открывает» природу через живопись.

Примером может служить сад в Павловске, в котором декоративный эффект достигается путём использования открытых и закрытых пространств: обширных лугов в сочетании с древесными массивами и отдельно стоящими группами деревьев (сосен, берез, елей, рябин, дубов). В этом парке, сменяя друг друга, цветут сирень и жимолость, таволга и розы, тюльпаны, пионы и лилии. Ему присущи нерегулярная сеть дорожек и извилистая линия реки Славянки, вдоль которой и развивается динамичная композиция сада.

С помощью растительности, видовых площадок и небольших архитектурных сооружений в Павловском парке создана череда пейзажей, незаметно перетекающих в естественное природное окружение. Трудно представить, что все эти посадки заранее продуманные композиции, настолько органично они совпадают с впечатлением от нерукотворных пейзажей русской природы. Создавая живописный сад на участке, необходимо обязательно учитывать окружающий его ландшафт, подбирать соответствующую ему растительность и правильно находить видовые точки, открывающие посетителям сада наиболее декоративные композиции.

Романтический сад насыщен декоративными элементами, которые неожиданно открываются при прогулке и позволяют создавать определенное настроение, вызывать конкретный ассоциативный образ, связанный с реальной жизнью или придуманными картинами. Так, по легенде, в Гатчинском парке «Павильон Орла» построен на месте, откуда Павел I сделал меткий выстрел в сидящую птицу, где и была позднее воздвигнута «колонна Орла».

Вид на нее из Павильона сквозь колоннаду красив и загадочен: это место как бы предназначено для воспоминаний и размышлений.

Плотная, высокая зелень парка Гатчины с монументальными постройками, мрачноватый дворец, облицованный серо-желтым известняком, и подземный ход, ведущий к Серебряному озеру всё это оставляет ощущение таинственности и мистики. Статичная композиция парка сформирована вокруг больших Белого и Серебряного озер, с плавными береговыми линиями. Огибающие их дорожки ведут от одного живописного места к другому, открывая новые видовые точки и побуждая интерес к продолжению прогулки по парку.

При создании романтического сада очень важно суметь понять «дух места»: настроение данного участка земли, его ограничения и возможности. Характер участка может быть обусловлен на-ходящимися поблизости водоёмом, крутым ветреным склоном или кромкой леса, виднеющегося вдали. Для сада, расположенного на лесном участке, необходимо минимальное вмешательство в пейзаж. Осветлив частый ельник, вы измените впечатление от участка с угнетающего на таинственное, а проредив берёзовую рощу усилите чувство радости и бодрости, вызываемое тогда, когда она залита утренними лучами солнца.

Поэтический сад отражает увлечение античной историей и восточным ландшафтным искусством, пришедшим в Англию по мере освоения стран Азии. Примером может служить Екатерининский парк в Царском Селе один из первых пейзажных садов в России. Если подняться от Большого пруда по живописной аллее, ведущей к Камероновой галерее, то на прогулочной площадке галереи можно увидеть копии с античных бюстов философов, политических и военных деятелей. Отсюда же открываются прекрасные виды регулярной и пейзажной частей парка. Образ такого сада имеет тесную связь с театром, поэтому появление далёких перспектив и развилок во многом обязано сценическим декорациям. Природа в этом случае перестаёт быть «естественной средой», а служит декорацией для своеобразного «садового спектакля».

Интерес к восточному саду присутствовал в европейской традиции любого национального сада.

Поэтому и в парках Царского села в XVIII веке появились модные в то время китайские стилизации: «китайские» театр, беседка, деревня и мостики через Крестовый капал.

Восточный стиль имеет древние исторические корни: сады и парки создавались в Китае ещё до новой эры, но расцвет приходится на X-XIV века. Под влиянием китайских традиций формировались сады Японии, основными принципами которых было создание ощущения спокойствия и отдыха, созерцание и миниатюризация природы. Восточному саду присущи чёткие линии плана, простота форм и законченность композиции.

Главная его часть обычно располагается как можно дальше от точки обзора и заполняется растениями, а остальная часть садика остаётся свободной. Для имитации природного ландшафта используются мелкая галька, карликовые и медлеинорастущие сорта растений, причем каждый элемент садовой композиции (камень или растение) должен наиболее выигрышно просматриваться с заданной точки обзора.

Говоря о пейзажном стиле, нельзя не упомянуть и сельские (крестьянские) сады, также имеющие свободную планировку

Которые в каждой стране принимали черты, свойственные данной культуре. Это направление ландшафтного дизайна наиболее приемлемо для наших садоводов: ухоженные огородные грядки будут намного декоративнее, если их «украсить» календулой, бархатцами или настурцией.
Сады крестьянского стиля ведут историю от небольших английских коттеджных садиков, в которых выращивались овощи, пряно-ароматические травы и срезочные цветы. Благодаря основательнице этого стиля Гертруде Джекил, которая сумела увидеть в них особую сентиментальную привлекательность, эти утилитарные сады превратились из традиционной деревенской фермы в место отдыха на природе.

Читайте также  Что такое сакура?

Таким образом, пейзажный стиль позволяет создавать очень разные но характеру уголки сада, поэтому его используют на небольших участках, когда нет возможности изолировать отдельные функциональные зоны друг от друга. В этом стиле можно оформить зону отдыха в тени деревьев, детскую площадку на лужайке, теневой цветник или парадный нарядный миксбордер. Кроме того, пейзажные сады дают возможность владельцам сэкономить средства при благоустройстве сада, так как в них часто используются недорогие природные материалы.

Пейзажный стиль предполагает подражание природе и имитацию её лучших образцов.

Многообразие ландшафтов, богатство цвета и форм в природе способствуют возникновению у садовых дизайнеров новых идей: гравийные или каменистые, моховые или водные сады, на сухих участках песчаные сады (аэрарии) или сады злаковых трав. Этот стиль обладает неограниченными потенциальными возможностями: выберите и создайте тот тип сада, который одновременно будет поднимать вам настроение, наполнять энергией и вызывать чувство умиротворения.

Стиль модерн в ландшафтном дизайне

Стиль модерн в ландшафтном дизайне

Стиль модерн в ландшафтном дизайне

На рубеже XIX-XX веков па основе пейзажных садов в ландшафтном дизайне появилось много разносторонних течений. Но лишь одно из них сформировалось в новое стилистическое направление «модерн», что в переводе с французского означает «новейший, современный».

Совет:
В садах стиля модерн чёткая геометрическая планировка дорожек и площадок часто контрастирует с мягкими извилистыми линиями растительных посадок.

Стиль модерн XIX века отличался простотой линий и скульптурностью объёмов, со свободной, функционально обоснованной планировкой сада, без симметрии и регулярных композиций. Ему были присущи кругообразные аллеи и лужайки, искусственные водоёмы и площадки «амёбообразной» формы, цветники-островки. Чёрные кованые решётки ограждений и украшения на стенах домов имели изящные линейные плетения или стилизованные растительные узоры. Орнамент из вьющихся лиан, полураскрытых бутонов, причудливой формы цветов и листьев являлся основным средством выражения в стиле модерн. Возведение кованых арок и трельяжей в саду требовало продуманного размеще¬ния лиан из вьющихся растений, плетистых роз и красивоцвстущих кустарников.

Из древесных пород предпочтение отдавалось ясеню, берёзе, иве и липе, но также применялись пирамидальные туи и кипарисовики. В садовом искусстве модерна пристальное внимание уделялось аромату растений, поэтому часто использовались душистый табак, фиалки, чубушник, рододендроны, гортензии и розы. В этот период появился так называемый «мозаично-культурный» стиль цветочных композиций, который до сего времени можно видеть в наших парках. Модерн конца XIX века возродил общность и взаимовлияние всех видов искусства. Самым оригинальным модернистом был Антонио Гауди, архитектурное наследие которого до сего времени поражает посетителей Барселоны.

Парк Гуэль задумывался им как часть жилого комплекса, выполненного в стиле, который сочетал в себе нарушенную гармонию и функциональность.

В саду преобладают кривые линии, образующие изысканную сеть дорожек, а перила террасы одновременно являются спинкой нескончаемой серпантинной скамьи, которая, как и фонтан с ящерицей, оформлена многоцветной керамикой. Декоративные элементы в этом салу несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая живое с неживым, одухотворённое с вечным.

Модерн XXI века изящен и непредсказуем, но в то же время функционален и комфортен, поэтому привлекает ценителей неординарных решений. В архитектуре дома используют большие окна, что способствует объединению его с садом. Малые архитектурные формы из никелированного металла или стекла, которые чаще используются внутри дома, оживляют такой сад, придавая ему домашнюю атмосферу. Бассейн также может находиться как в доме, так и за его пределами.

Для современного сада, оформленного в стиле модерн, свойственны плавные дуговые линии в планировке дорожек, лужаек и водоёмов. Перепады высот рельефа оформляются с помощью террас, выложенных из деревянного садового паркета, или вымощенных тротуарной плиткой, различных форм и оттенков. В рисунке мощения может быть использован геометрический орнамент с мотивами квадрата или круга. Основными архитектурными растениями модерна признаны белая лилия, голубой или сиреневый ирис, розовые и красные мальвы, декоративные луки, флоксы и злаки.

В текущем столетии «революционный модерн» стал классикой ландшафтного дизайна и явился своеобразным переходом к новейшим европейским течениям. Несмотря на развитие науки и производства, XX век не принес радикально новых идей. Английский архитектор-пейзажист того времени Рассел Пейдж говорил: «Мы живём под грузом времён, стилей и культур», поэтому новое нередко перекликается со старым.

Современные ландшафтные архитекторы, при создании садов с учетом новых тенденций, широко применяют передовые технологии и материалы.

Они позволяют воплотить в жизнь самые необычные решения; например, американский дизайнер вьетнамского происхождения создал сад из цветного стекла, воссоздающий ландшафт рисовых полей. Создаются гравийные сады и сады-лабиринты в виде запутанных линий дорожек. Обрамлённых высокими валиками-грядами с цветами и овощами.

Подходящими материалами для малых архитектурных форм в современном стиле являются бетон, чёрный и хромированный метал. А также стекло прозрачное и тонированное, необработанный камень, цветная керамика.

Сложно охарактеризовать стилистическую направленность садово-паркового искусства текущего столетия. «Каждый сад в любом из городов и в любой стране, прежде всего, творческое кредо его автора».

При создании собственного сада постарайтесь подобрать ему название, в котором выразится ваше представление о нем. Например: «Сад трав и геометрии» или «Сад голубых туманов». Это поможет вам выбрать наиболее подходящий садовый стиль и сконцентрировать усилия в нужном направлении. Затем, пройдя предварительные этапы проектирования, изучив законы цветовой гармонии и приёмы композиции, можно разработать дизайн-проект участка.

Похожее ...